Красноармейцы: В бою и на сцене
23 февраля, в День защитника Отечества, мы отметим почти круглый юбилей: 95 лет Рабоче-крестьянской Красной армии, созданной в далеком 1918 году. В изданиях, хранящихся в РГБ, и в первую очередь в отделе военной литературы, рассказывается не только о сражениях, победах и поражениях. В двадцатых годах достаточно громко заявила о себе красноармейская эстрада. Ее репертуар представлен в целом ряде сборников и журналов.
Юбилейное
В 1988 году «Воениздат» выпустил в свет сборник песен о Советской армии и Военно-Морском флоте «По военным дорогам». Составитель и автор рассказов о судьбе песенных шедевров Юрий Бирюков включил произведения, прошедшие проверку временем. Например, «Проводы», побившие все рекорды популярности: «Как родная меня мать провожала, тут и вся моя родня набежала. «А куда ж ты, паренек? А куда ты? Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты. В Красной армии штыки, чай, найдутся, без тебя большевики обойдутся... Будь такие все, как вы, ротозеи, что б осталось от Москвы, от Расеи?»
Этот, как сейчас сказали бы, хит на стихи Демьяна Бедного (музыка народная) стал первым из записанных на грампластинку. Тысячи пластинок были отправлены в 1919 году на фронт. Довольный поэт писал: «Я убедился, что граммофон — ни с чем в данное время не сравнимый агитатор. Красноармейцы в агитпунктах упиваются им, заставляют пиликать мои песенки без конца».
Песня «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед» тоже на слуху у старших поколений. С самого начала она прочно вошла в репертуар созданного в 1928 году Ансамбля красноармейской песни, который много лет возглавлял композитор, профессор Московской консерватории, генерал-майор Александр Александров. Будучи на Украине, он записал эту мелодию с голоса: ее напел командир роты Илья Атуров. Александров до конца своих дней был уверен в его авторстве, хотя многие исследователи считают, что Атуров был всего лишь первым исполнителем. Слова принадлежат политруку Петру Парфенову, расстрелянному в тридцать седьмом. Правда, их основательно подредактировал по просьбе руководителя ансамбля профессиональный поэт-песенник Сергей Алымов. И потому долгое время автором слов считался именно он.
С размахом отмечался первый крупный юбилей армии. В 1928 году в свет вышел «Сборник материалов для художественных выступлений. Составлен Центральным домом искусств в деревне им. В. Д. Поленова» с ораторией Якова Апушкина «10 лет Красной армии»: «Годы за годами, дату за датой ныне в слова мы должны облекать. Битвы. Походы. Пути сраженья... Нас не согнет притаившийся враг».
В дни празднования одиннадцатой годовщины в «Красноармейской эстраде» (ежемесячном приложении к журналу «Военный вестник») хористам предлагалось нечто повеселее:
Полк возьмется за бока,
Пустится в пляску.
Потому что РККА
Нынче именинница.
Чеканный текст, бодрый ритм, частушечные интонации — все это приветствовалось. Ведь речь шла не только о том, чтобы поднять боевой дух, но и об элементарной передышке для красноармейцев, несущих все тяготы службы и надолго, а быть может, навсегда оторванных от семей, привычной среды и простых радостей жизни.
Ничего личного
В том же первом номере «Красноармейской эстрады» за 1929 год опубликована инсценировка «Рабочий отряд» по повести классика пролетарской литературы Дмитрия Фурманова «Чапаев».
Рабочие на вокзале станции Иваново-Вознесенская провожают на борьбу с Колчаком собранный Фрунзе отряд. Все находятся в приподнятом настроении и выглядят бравыми ребятами. Рабочие смотрят на защитников с гордостью.
Здесь так и просится сцена щемящего расставания с любимой. Но единственной молодой женщине, которая дана крупным планом, надлежит озвучивать лишь высокие лозунги. Сознательно устраняется любой намек на женственность. Характерная деталь: перед тем как сказать речь,
Редакция сайтов РГБ выражает благодарность сотрудникам отдела военной литературы РГБ за помощь в подготовке материала.
21.02.2013